ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА БУТИХА
Стремление к познанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Мы мечтаем о дальних странах, а интересные и незабываемые возможности с нами рядом. Знакомство с памятниками природы, истории, культуры расширяет кругозор, духовно обогащает человека, создает позитивный настрой и остается в памяти надолго. Объединив свои усилия, мы можем организовать посещение интересных мест района или края.
Особый интерес представляют памятники наскального искусства как источники понимания не только первобытности, но и современных исторических, культурных и социальных процессов и явлений. Краевед Олег Сергеевич Кожин в статье «Софьин гриб», или Сказание о том, что в наше время открытие может совершить каждый» пишет:
«Старый эвенк родом из села Бутиха рассказывал мне еще в 70-е годы: «Это было давно, очень давно. Сначала жили на свете только два человека: мужчина и женщина. Плохо им было. Земли не было — одна вода вокруг. Было еще с ними три птицы, наверное, лебеди. Послали их на дно большой реки достать камней и песка. Сделали это птицы. Так Земля появилась. Тогда сделали люди еще двоих — мужчину и женщину — и поселили их на реке Шилке. Они размножились и заселили всю землю. Жили люди хорошо, но потом пришла беда. Загорели на небе два солнца. Сильно жарко стало, жить нельзя было. Тогда лучший охотник сказал: «Я застрелю лишнее солнце!» И пошел он на восток, где два солнца всходили. Спрятался и ждал. Когда первое солнце взошло, он застрелил его. Сначала плохо было, хотя всего одно солнце осталось. Вода кипела, из нее горы вставали. Камни кипели и, как вода, стали. А когда камни остывали и скалами делались, нарисовал на них главный шаман птиц и зверей». Такую легенду рассказывали эвенки из поколения в поколение о происхождении наскальных рисунков.
Данная работа об археологическом памятнике Бутиха – здесь расположены древние наскальные рисунки – писаница (изображения, нарисованные краской). В июне 2020 года группой преподавателей и студентов лицея совершена экспедиция в Тунгокочинский район. Цель экспедиции – поиск, описание и фотографирование археологического памятника Бутиха (наскальные рисунки и жертвенник) и в будущем – составление туристического маршрута. Скалу с писаницей не так просто найти в лесу. За помощью обратились к специалистам администрации села Нижний Стан, которое до 1983 года входило в состав Шилкинского района, затем решением Читинского облисполкома было передано в состав Тунгокочинского. Они подсказали, к кому из жителей Бутихи (входит в состав сельского поселения «Нижнестанское») можно обратиться за помощью. Местный фельдшер Альбина Анатольевна нашла для нас проводника. Михаил Алексеевич хорошо знает тайгу и уже сопровождал путешественников к звериной скале. В назначенный день группа отправилась в путь и через несколько часов мы были у скалы с рисунками. Короткая дорога оказалась размытой дождями и добирались той, что длиннее и проходит через лес. Последние несколько километров шли пешком.
Серая скала высотой около 10 метров неожиданно как будто выросла из земли перед нами среди лиственниц и березок. Скала сложена из огромных глыб выветрившегося гранита. Подойдя ближе сразу увидели рисунки. Такие рисунки относятся к «таежным писаницам», их найдено не много и в этом их ценность. Под рисунками у подножия скалы жертвенник, это место оказалось размыто дождями. Изображения выполнены природной краской красного цвета охрой и хорошо сохранились. Три плоскости и больше двадцати изображений. Самое интересное – это изображение человека, стреляющего из лука, а перед ним – животные: северный олень, кабаны, лань. Рисунки очень реалистичные, особенно животные. Некоторые рисунки обведены мелом. Нет сомнения в том, что изображена сцена охоты. Мы долго смотрели на это удивительное произведение первобытного искусства. Потом фотографировали и отсняли небольшой видеоролик.
Находится скала в 9-10 километрах от пос. Бутиха в распадке ключа Попова, левого притока реки Оли.
Михаил Алексеевич рассказал, что два-три года назад приезжала женщина из Австралии и он сопровождал ее к скале с рисунками. Поиск в интернете дал результат – Ирина Александровна Пономарева, докторант, Университет Гриффита, статья «Исследование памятников наскального искусства в Забайкальском крае в 2017 году». В статье результаты проведенных исследований, где под номером 1 Бутиха.
При подготовке к экспедиции мы занимались поиском информации о писанице.
Сведения о ней содержатся в книге М.И.Рижского «Из глубины веков. Рассказы археолога о древнем Забайкалье», работах краеведа О.С. Кожина по истории Шилкинского района.
Открыл этот уникальный памятник в 1959 году житель села Верх-Хила Шилкинского района Иван Романович Рязанцев.
Впервые обследовал его М.И. Рижский в 1959 году, описание памятника по его отчету было опубликовано А.П. Окладниковым во второй части монографии «Петроглифы Забайкалья» в 1970 году. Кружковцы Шилкинского Дома пионеров трижды безрезультатно искали рисунки. Через газету «Шилкинская правда» они обратились к жителям района за помощью, откликнулся житель Верх-Хилы П.П. Попов .Он сделал карту местности и кружковцы сообщили об этом ученому из Новосибирска А.И. Мазину – специалисту по писаницам. В 1984 году писаницу обследовал А.И.Мазин – скопировал рисунки на кальку, провел раскопки под основной плоскостью, в результате которых было обнаружено три культурных слоя. Рисунки опубликованы в двух книгах Мазина: «Таежные писаницы Приамурья» (Новосибирск, 1986) и «Древние святилища Приамурья» (Новосибирск, 1984). По его словам, радиоуглеродный анализ, произведенный в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), определил возраст писаницы Бутихи в 11700 лет.
Мы стояли у подножия одинокой и таинственной скалы, слушали звуки тайги и думали о том, какими были люди, приходившие сюда, о чем были их просьбы к Хозяину тайги. Представляли горящий охотничий костер, сидящих вокруг людей, шамана с бубном, сурового вождя племени и безграничную тайгу кругом со своим звериным миром. Охота была единственным надежным источником питания. От удачи на охоте зависела жизнь членов племени. Здесь первобытные люди пытались повлиять на природу и понять тайны окружающего мира. Их отношение к природе оставило неизгладимый след в формировании духовной культуры наших исторических предков.
.Список литературы:
Интернет – источники:
https://studall.org/all2-59914.html
http://ognev11.livejournal.com/1390.html
http://ognev11.livejournal.com/7746.html